Выступление
из опыта работы учителя
истории Мачитовой Риммы Мухитдиновны на XIII областном педагогическом марафоне.
Духовно-нравственное воспитание
обучающихся на основе традиций и обычаев.
Российское
государство характеризуется глубоким
кризисом в духовной
сфере,стремительным процессом социальной , материальной и нравственной
поляризации общества. Человек сегодня переживает кризис из-за отсутствия
духовных ориентиров в жизни и из-за утраты
традиционных духовных ценностей.У
молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности —
воспитание духа.
Для молодежной среды характерны «двойная
мораль», нравственная глухота и «дегуманизация»
поведения. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты
западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных,
национальных ценностей, характерных для
российского менталитета. В ситуации существенных изменений в жизни
общества значимость духовно — нравственного образования начала возрастать. Сегодня
педагогическая общественность страны изучает и
осваивает Концепцию духовно -
нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, как часть Федерального образовательного стандарта, где
сформулирована система базовых общенациональных российских ценностей, требования
к результату организации и условиям воспитания российских школьников, структуре
и содержанию программ воспитания и социализации гражданина России. Содержание
основных результатов воспитания должно состоять в овладении будущими взрослыми
личностной, социальной и семейной культурой.
«Личностная культура» означает «готовность и способность к нравствен-ному самосовершенствованию,
самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально — ответственному поведению, способность к самостоятельным
поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, осознание
ценности других людей,ценности человеческой жизни,нетерпимость к действиям и
влияниям, представляющим угрозу нравственному здоровью и духовной безопасности
личности, умение им противостоять».
Сегодня повсеместно говорят о
возрождении духовности, о духовном воспитании. Что же означает понятие «духовность»? Одни связывают духовность с религиозностью, другие отождествляют
духовность с образованностью, как приобщение к цивилизованному прогрессу, как
просвещенность, как информированность и т.д.
Определение духовности дается в
Словаре русского языка как «свойство
души, состоящее в преобладании духовных,нравственных и интеллектуальных
интересов над материальными.» В Словаре по педагогике дается такое определение
«Духовность - 1) высший уровень
развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее
жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2)
ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею
нравственных абсолютов; 3) с христианской точки зрения — сопряженность человека
в своих высших стремлениях с Богом».
Словарь практического психолога трактует «духовность» идеальную потребность
познания и социальную потребность жить и действовать «для других». К
категории духовности относится потребность познания — мира, себя, смысла и
назначения своей жизни. Человек духовен
постольку, поскольку задумывается над этими вопросами и стремится
получить на них ответ.
Одной из базовых ценностей,
на основе которой следует воспитывать молодое поколение будущих граждан России
— патриотизм, считает президент РАО
Н.Д.Никандров. «Человек, лишенный патриотизма, легко продаст и силы, и
ум, и -
если сможет- богатства страны тем, кто дороже заплатит, не думая ни о
современных ему соотечественниках, ни о потомках». Вопрос патриотического
воспитания в настоящее время актуален
как никогда. Ныне страна нуждается в опоре на
героических людей. Героизм — это не дар человеку от природы, а результат
воспитания любви к Родине, к своим предшественникам. Из поколения к поколению
передаются рассказы о стойкости характера,мужестве воинов
в битвах и сражениях во имя Отечества. Традицией стало воспитывать подрастающее поколение на ярких примерах великого подвига солдат.
Работу по патриотическому
воспитанию обучающихся веду с опорой на
на Государственную Программу «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2011-2015гг» утвержденный постановлением Правительства Российской
федерации от 5 октября 2010г № 795.
Важную роль в воспитании юных
патриотов играют экспозиции школьных музеев, уголок боевой славы “Солдаты Победы”в кабинете истории,
операция “Забота”- оказание помощи
ветеранам войны и труда, постоянный уход
за обелисками в селе и деревнях поселения, изготовление подарков к Дню Победы , на День Пожилого Человека, к
Дню Учителя, участие в акции
“Бессмертный полк”, “Вахта Памяти”, встречи с ветеранами войны и тружениками
тыла, сиротами войны, тесное сотрудничество с советом ветеранов сельского
поселения и обществом сирот войны. Ведется большая краеведческая и
исследовательская работа по изучению биографических данных и боевых дорог
фронтовиков – односельчан Обучающиеся
принимают участие на краеведческих слетах, на районных и межрегиональных
научно-практических конференциях, олимпиадах по краеведению. Они активные
участники митингов 9 Мая – Дня Победы и
22 июня-Дня Памяти и Скорби. Проводимые
мероприятия свидетельствуют о том, что юное поколение чтит подвиг поколения
40-х роковых XX века, своих дедов и
прадедов,которые принесли нам Великую Победу ценой своих жизней и невероятных
испытаний на фронте и в тылу.
Нравственные поучения и
наставления, получившие распространение с древних времен, имели огромное
значение в формировании духовности человека.В процессе формирования
нравственных ценностей огромную роль играет семейное воспитание с
использованием народных традиций и обычаев.
Семья
своими ценностными ориентирами, особенностями межличностных отношений, всем
укладом и стилем готовит ребенка к
будущей семейной жизни. Семья имеет свой авторитет, свои традиции, обычаи,
праздники и обряды, с помощью которых народ воспроизводит себя, духовную
культуру, характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений.В
семейном воспитании четко выделяется традиция
формировать у детей знание своей родословной, Вся народная этика сводится, главным образом, к семейной нравственности, основанной на чувстве
родства. В этом залог преемственности связи поколений, сохранения фамильной
чести, уважения к предкам. В семье дети обучаются, готовятся к жизни,
совместному труду с родителями, взрослыми. Трудиться начинают с малых лет.
Много внимания уделяется “личному вниманию отцов”. “Хоть шесть дней голодай, но отца почитай,-”
говорят татары. “Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не
имеют”-добавляют туркмены, “Сердце матери в детях, сердце детей в играх”,
подмечают казахи. “Для плохого отца наказание – плохой сын,”-говорит народная
пословица.Достоинство человека передается не по наследству, все зависит от
воспитания. Дети имеют большую
склонность к подражанию, особенно родителям и старшим в семье. Это наблюдение
тоже подтверждается пословицей “У хорошей чашки содержимое хорошее, у хорошей
матери и дочь хороша”. Взаимоотношения родителей и старших в семье, как правило,
отличается обоюдным уважением и дружбой родителей. “В дружной семье благодать,
где раздоры- там погибель”.
Хочу заметить, что
осуществление духовно- нравственного развития и воспитания будущего гражданина
России возложено не только на педагогов, но и на родителей школьников. Пункт 1
статьи 44 нового Федерального закона “
Об образовании в Российской Федерации”возлагает на родителей (законных
представителей несовершеннолетних обучающихся обязанность “заложить основы
физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка”.
Комментариев нет:
Отправить комментарий